Как предприятию снизить стоимость электроэнергии до 30%: пошаговая инструкция

Илья Торопыно14.03.2017 00:00:03
9070

Как предприятию снизить стоимость электроэнергии до 30%: пошаговая инструкция

 

Вероятно, владельцы бизнеса и представители предприятий и организаций согласятся с таким утверждением, что для предприятия или бизнеса приоритетным  вопросом в работе является снижение себестоимости продукции или услуг.  

Разумеется, можно много говорить о многочисленных барьерах для бизнеса и предпринимателей и препятствиях на пути к созданию качественного и нужного покупателям продукта для получения высоких финансовых результатов бизнеса. Но факт остается фактом: насколько ни была бы недружелюбна  внешняя среда для бизнеса, но основополагающим вопросом выживания предприятия, а также залогом дальнейшего развития и роста, был и остается имеющийся потенциал для снижения себестоимости и затрат бизнеса на производство и осуществление основной деятельности.

Значительная  статья затрат в бизнесе – расходы на оплату потребленной электрической энергии. Поэтому здесь мы хотели бы кратко рассмотреть механизмы по снижению стоимости электроэнергии для предприятий.

Большая часть описываемых нами мероприятий по снижению стоимости  электроэнергии  не требует от предприятия больших инвестиций и вложений, однако они дадут ощутимые эффекты. С учетом таких способов, экономический эффект (снижение стоимости электроэнергии для предприятия), которого можно добиться - до 32%.

Поэтому здесь мы хотели бы рассмотреть те мероприятия, которые предприятие или владелец бизнеса может самостоятельно  провести для снижения стоимости электроэнергии, а также инструменты и сервисы, которые помогут ему упростить эту задачу.

Условно, возможные меры для снижения стоимости электроэнергии можно разделить на несколько категорий:

мероприятия, проводимые в рамках розничного рынка электроэнергии (описанные здесь способы будут доступны любому: начиная от предпринимателя – владельца магазина или небольшой фирмы  и до крупных фабрик, заводов и холдингов) ;

выход на оптовый рынок электроэнергии и мощности (в настоящее время такая возможность доступна только средним и крупным предприятиям).

и, наконец, мероприятия по снижению стоимости электроэнергии, которые целесообразно проводить только для предприятий со значительным потреблением или с большим количеством объектов (филиалов).

Итак, теперь подробней и по порядку.

 

1. Мероприятия на розничном рынке электрической энергии. 

 

1.1. Регулярный аудит цен и проверка поставщика.

 

Иногда, чтобы не платить много, нужно просто перестать переплачивать.   

Для этого первым делом необходимо внедрить на предприятии регулярную проверку рассчитываемой поставщиком стоимости электроэнергии. Цены на электроэнергию для предприятий в соответствии с законодательством РФ каждый месяц разные. Их размер зависит от разных факторов: от технических аспектов энергоснабжения до климатических и температурных режимов прошедшего месяца.

Поэтому предприятиям и бизнесу сложно сходу разобраться в этом и уследить за изменением цены на электроэнергию. На помощь потребителям приходят современные технологии: бесплатные сервисы помогут бесплатно ежемесячно проверить цены и счет-фактуры от поставщиков электроэнергии.   

 

1.2. Проверка тарифного уровня напряжения.

 

Что такое уровень напряжения описано здесь. Нам же к этому хотелось добавить, что неправильное применение тарифного уровня напряжения при определении стоимости 1 квтч электроэнергии для предприятий встречалось нами в 5 процентах проверенных случаев.

Пример границы 

От того какой уровень напряжения у потребителя зависит конечная стоимость электроэнергии. Тариф в зависимости от схемы подключения к электросетям изменяется в диапазоне от 1,5 руб. за кВт.ч. до 5-6 руб. за кВт.ч. в зависимости от региона и режима работы организации.

Этот показатель согласовывается в договоре энергоснабжения между поставщиком и потребителем. Его определение производится с учетом фактической схемы подключения к электрическим сетям, которая согласовывается в акте разграничения балансовой принадлежности сторон.

Выделяют четыре основных тарифных уровня напряжения: ВН (высокое напряжение), СН1 (среднее первое напряжение), СН2 (среднее второе напряжение) и НН (низкое напряжение).

Самая низкая стоимость электроэнергии, для предприятий подключенных к ВН. Самая высокая – к НН.

Самые распространенные случаи завышения стоимости, когда при расчетах с предприятием должен использоваться уровень напряжения СН2, а используется НН.

Очевидно, что еще на этапе подключения к электросетям, потребителю целесообразно искать возможности подключения к сетям более высокого напряжения (пусть для этого даже потребуется строительство кабельных и воздушных линий электропередач) – в дальнейшем предприятие с лихвой окупить эти затраты низкими тарифами на электричество.

 

1.3. Изменение согласованного в договоре процента потерь электроэнергии.

 

В своей практике мы встречаем случаи, когда расчетный прибор учета электроэнергии установлен не на границе балансовой принадлежности потребителя и электросетевой компании.

В таком случае при расчете объемов потребленной электрической энергии за месяц, к показаниям по счетчику должен добавляться (или вычитаться – все зависит от схемы) расчетный объем потерь электроэнергии от границы раздела до места установки прибора учета. Такой объем должен быть рассчитан и согласован в договоре энергоснабжения в виде формулы или конечного процента потерь.

Далеко не всегда расчет производится в пользу потребителя: электросетевая компания (которая и производит этот расчет) часто завышает этот объем в выгодную для себя сторону. Тем самым предприятие переплачивает. Объем переплаты может достигать 5 и более процентов от всего объема потребления.

Именно поэтому в таком случае мы рекомендуем:

 установить приборы учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности (тогда никаких расчетных потерь вообще не будет и расчет будет производиться строго по счетчику).

 если это невозможно – заказать проверку расчета потерь у специализированной организации или экспертов, которые смогут легко проверить его корректность.

        

1.4. Организация учета электроэнергии и АИИС КУЭ (автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии).

 

«Ручное» снятие показаний приборов учета электроэнергии постепенно уходит в прошлое. На замену этому приходит системы, позволяющие снимать и передавать на сервер предприятия (а при необходимости сразу поставщику) показания приборов учета электроэнергии.  Такие системы называются АИИС КУЭ. Они состоят из двух частей: системы передачи и сбора данных и системы обработки данных (сервер, обрабатывающий информацию и программное обеспечение к нему).

Писать об АИИС КУЭ можно много и долго, но мы напишем кратко. Переход к таким системам повышают прозрачность и позволяют начать мониторинг потреблением электроэнергии на предприятии. Что значительно упрощает жизнь главного энергетика.

Процесс установки АИИС КУЭ здесь описан более подробно.

 

1.5. Выбор оптимальной ценовой категории на предприятия.

 

На страницах сайта есть много статей о том, что такое ценовая категория электроэнергии, сколько бывают вариантов ценовых категорий и чем их отличия.  

Для простоты понимания мы предлагаем провести аналогию между ценовыми категориями на электроэнергию и тарифными планами у сотовых операторов. Например, для человека, который часто ездит по командировкам будет выгоден один тарифный план, а для человека, который находится в одном регионе другой. Примерно также и по ценовым категориям. Только среди факторов, оказывающих влиение на цену на электроэнергию будет технические параметры подключения, режим работы предприятия и регион. Как оценить их влияние – отдельная тема.  

Конечно, рассчитать стоимость электроэнергии для предприятия по всем существующим шести ценовым категориям можно и вручную. Но это: а) трудозатратно, б) влечет за собой большую вероятность ошибки, в) цены на электроэнергию для организаций каждый месяц меняются, поэтому предприятию для выбора самой выгодной ценовой категории необходимо проводить такие расчеты регулярно.

Поэтому у потребителя всегда есть возможность воспользоваться существующими сервисами по оценке того, выбрана ли оптимальная ценовая категория или обратиться к специалистам. 

 

1.6. Выбор эффективных часов.

 

Предприятия, которые выбирают для расчетов с поставщиком 3-6  ценовую категорию могут снижать стоимость электричества за счет управления своим потреблением в отчетные часы, которые публикует коммерческий оператор. Возможности экономии в этом случае сводятся к следующему.

Стоимость электроэнергии для предприятия складывается из следующего: около 60 до 80% это стоимость потребленной электрической энергии, а оставшиеся 20-40 % это стоимость мощности (стоимость электроэнергии для предприятия складывается исходя из затрат на электроэнергию – кВт.ч. и затрат на мощность – кВт). Оплачиваемая мощность определяется в кВт как потребление электрической энергии в отчетный час рабочего дня.

Снижая потребление (уменьшая нагрузку в определенные часы рабочего дня), потребитель может добиться снижения стоимости мощности на размер сниженного потребления. Проще говоря, например, отчетный час в понедельник выпал с 13 до 14. Предприятию удалось снизить потребление электроэнергии в этот час на 20% относительно потребления с 12 до 13 путем отключения неиспользуемой нагрузки.Экономия (снижение стоимости мощности) составило в этот день 20%.

Как же понять, в какой час предприятию нужно снижать нагрузку? На самом деле спрогнозировать часы в которые нужно снижать нагрузку можно с вероятностью 80-90%. Ежемесячно, часы публикуются ОАО "АТС" на своем официальном сайте. Анализируя статистику за предыдущие периоды можно легко спрогнозировать какие часы выпадут в следующем месяце, и после этого поставить задачу производственникам снижать потребление электроэнергии в эти часы. Эффект от снижения будет достигнут незамедлительно.

 

1.7. Индивидуальное тарифообразование - скидка от цены действующего  поставщика электроэнергии.

 

Если Ваше предприятие – крупный промышленный и платежеспособный потребитель, Вы с легкостью можете «выбить» для себя скидку при покупке электрической энергии у гарантирующего поставщика. Конечно, поставщик не обязан давать такую скидку. Более того, не всегда он имеет право ее дать. Но для хороших потребителей он найдет такую возможность.

Для индивидуального ценообразования на электроэнергию Вы можете обратиться в адрес руководства гарантирующего поставщика с вопросом о том, что Вы сейчас рассматриваете возможность выхода на оптовый рынок электрической энергии. Поверьте, чтобы Вас удержать, Вам предложат скидку. А если нет – уходите по настоящему.

Перечень вышеперечисленных мероприятий на розничном рынке не является исчерпывающим. В рамках статьи невозможно перечислить полностью все их нюансы.

Теперь мы можем перейти к мероприятиям по выводу на оптовый рынок электроэнергии и мощности. Что это такое, подробно рассмотрено здесь. Как необходимо произвести также уже неоднократно рассматривалось на сайте.

Здесь мы хотели рассказать о том, как оценить эффективность этих мероприятий и что необходимо учитывать при принятии решения.

 

2. Выход на оптовый рынок электрической энергии – возможность снизить затраты и рассчитываться с производителями электроэнергии напрямую.

 

Сразу хотели бы оговориться: напрямую производить расчет с производителями электроэнергии возможно только в случае, когда предприятие самостоятельно получает электроэнергию самостоятельно. Если же выход на ОРЭМ производился через энергосбытовую компанию, то и оплата будет производиться через нее.

Теперь касательно эффективности ОРЭМ: не всегда работать на оптовом рынке электроэнергии выгодней, чем покупать электроэнергию у гарантирующего поставщика. Эффективность выхода на оптовый рынок зависит от размера сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (при выходе на оптовый рынок, платить сбытовую надбавку гарантирующего поставщика больше не придется), а также от разницы фактических узловых цен на электроэнергии от средней цены на электроэнергию по региону.

Ценообразование на оптовом рынке электроэнергии строится по определенной модели – так называемое узловое ценообразование. Цена на электроэнергию для предприятий складывается на оптовом рынке по каждой крупной подстанции электросетевой компании (узлу) исходя из возможности перетоков электроэнергии до этого узла от производителей с высокой или низкой себестоимостью производства электроэнергии.

Иными словами, цена в узле может быть выше цены в среднем по региону, или, наоборот, ниже.

Все эти факторы стоит особо оценивать при принятии решения выхода на ОРЭМ. Конкретные параметры узловых цен можно посмотреть и сравнить в отчетах, которые публикует ОАО «АТС» (сама организация находится в Москве, но учет данных ведет по всей РФ) на своем официальном сайте в сети Интернет.

И наконец, мы переходим к последнему разделу мероприятий. Здесь мы перечислим способы снижения затрат на электроэнергию, которые целесообразно применять в компаниях большой энергоемкости или имеющим большое количество объектов.

 

3. Мероприятия по снижению стоимости электроэнергии для крупных потребителей.

 

Для таких компаний может быть целесообразно

Создание собственной энергосбытовой компании  или единого центра управления стоимостью энергоресурсов.

Вывод собственных электросететевых объектов в отдельное направление деятельности и получение статуса сетевой организации.

Строительство объектов собственной генерации.

Введение энергоэффективных мероприятий и энергосберегающих технологий.

Вот здесь мы постарались кратко изложить все существующие мероприятия по снижению стоимости электроэнергии для предприятия.  Владельцы бизнеса и представители промышленных предприятий могут самостоятельно использовать наш опыт и советы в реализации этих вопросов, а могут обратиться за помощью и консультацией к профессионалам. 


Илья Торопыно (Эксперты Энерго-Консультант )

Комментарии

Оставьте комментарий
Гость
17.05.2017 23:38:56
Каким образом time2save анализирует потребление электроэнергии и может ли эта система выдавать результаты автоматически ежемесячно?
Ответить

Похожие материалы

снизить стоимость электроэнергии для предприятия Как потребителю сэкономить на оплате электроэнергии, а предприятию снизить расходы и затраты на электроэнергию
В этой статье указано, как потребитель может уменьшить стоимость потребленной электроэнергии. Приведено понятное описание действующих шести ценовых категорий электроэнергии для потребителей-юридических лиц. Рассмотрены причины того, как выбор правильной ценовой категории может снизить цену на электроэнергию для предприятия.
Администратор22.05.2014
Наверх