Перечень изменений в правилах розничного рынка электроэнергии

Администратор22.05.2014 13:04:54
4235

Розничный рынок электроэнергии. Какие произошли изменения в правилах розничного рынка электрической энергии.

4 мая 2012 г. Владимиром Путиным подписано постановление Правительства РФ №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Со вступлением этого документа утратили силу «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», которые действовали с 2006 по 2012 годы. 

«Новые правила розничного рынка электрической энергии» внесло  значительные коррективы в порядок взаимоотношений поставщиков электроэнергии и потребителей, порядок расчетов за электроэнергию. Изменения   коснулись множества аспектов энергоснабжения на розничном рынке электроэнергии. 

Итак, что же нового внесло это Постановление, утвердившее правила функционирования розничных рынков во взаимоотношениях потребителя и поставщика электроэнергии. В этой статье изменения, которые внесены «новыми» «Основными правилами функционирования розничных рынков» разделены на две группы: 

  • изменения, о которых можно сказать, что они могут оказать положительное влияние на работу потребителя и  улучшают его положение на розничном рынке электроэнергии и мощности (сокращенно обозначим «плюсы для потребителей»);
  • изменения, которые вводят ряд требований и обязательств  необходимых к исполнению потребителем на розничном рынке электроэнергии.

Плюсы для потребителей:

1. В соответствии с правилами розничного рынка электрической энергии упрощена процедура перехода потребителей от гарантирующих поставщиков к энергосбытовым копаниям или выхода напрямую на оптовый рынок электроэнергии и мощности

Это значит, что для потребителей, которые больше не хотят покупать электроэнергию у гарантирующего поставщика, значительно проще стало расторгнуть договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком и заключать договор с другой энергосбытовой компанией (до принятия новых правил розничного рынка электрической энергии потребитель в любом случае обязан был выплатить гарантирующему поставщику неустойку).  Теперь потребители с максимальной мощностью энгергопринимающих устройств до 1,8МВт в соответствии с п.85 правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных указанным постановлением могут в любое время направить гарантирующему поставщику заявление о расторжении договора (снижении объема покупки по такому договору) и заключению договора с энергосбытовой компанией или производителем электроэнергии на розничном рынке напрямую. Потребители с максимальной мощностью свыше 1,8МВт если не хотят выплачивать гарантирующему поставщику компенсацию в размере его сбытовой надбавки, должны написать такое заявление за 8 месяцев до предполагаемой даты расторжения договора, которая должна наступить с 1 января следующего года. 

2. Потребителям и производителям электрической энергии, а также потребителям с блок-станциями дана возможность заключить напрямую между собой договоры купли-продажи электроэнергии минуя гарантирующего поставщика и энергосбытовые компании.

Это значит, что потребителям разрешили покупать электроэнергию на розничном рынке у производителей электроэнергии напрямую.

Стоит отметить, что производитель электроэнергии должен продавать произведенную им электроэнергию только на розничном рынке. Т.е. он должен быть производителем не осуществляющим продажу электроэнергии на оптовом рынке. При этом цена для этих договоров может быть свободной (та, которая устроит как потребителя, так и производителя электроэнергии). Подробная информация об этой возможности для потребителя приведена в разделе "Как сэкономить". 

3. В новых правилах розничного рынка электроэнергии 2012 четко определен перечень документов и сроки, необходимы для заключения договора между потребителем и гарантирующим поставщиком. В ранее действующих Основных положениях перечень документов был неполон: зачастую гарантирующие поставщики требовали иные документы, не указанные в Основных положениях. В новых Основных положениях перечень документов расширили (стоит отметить, что вполне обоснованно), а также четко регламентировали сроки и процедуру заключения договора с гарантирующим поставщиком. Подробнее о заключении договора энергоснабжения можно узнать в разделе "Заключение договора энергоснабжения".

4. Более детально прописаны обязанности гарантирующего поставщика по порядку заключения договоров, разработки стандартов обслуживания клиентов, возможности у потребителя передать дистанционно показания приборов учета, обеспечение возможности получения потребителем дистанционно счетов на оплату, организация приема обращений по некачественной электроэнергии, разработка и размещение на сайте гарантирующего поставщика форм типовых договоров и мн. Другое.

5. Четко указаны сроки, в которые потребитель, выбравший для расчетов с 5 или 6 ценовую категорию (стоит отметить, что 5 и 6 ценовые категории предполагают почасовое планирование собственного потребления электроэнергии, подробнее об этом в разделе «Как сэкономить»), обязан предоставлять гарантирующему поставщику заявки с почасовыми объемами потребления электроэнергии.  Так, потребитель об этих объемах должен сообщить ГП за до 9-00ч. за 2 дня до суток, на которые осуществляется планирование потребления информацию о плановом почасовом потреблении электроэнергии. При этом он имеет право скорректировать свою заявку до 9-00ч. за 1 день до суток.  

Однако, как уже упоминалось выше, в соответствии с «новыми» Основными положениями» для потребителей есть ряд требований, которые они обязаны выполнить:

1. В случае отсутствия прибора учета электроэнергии у потребителя, расчет объема электроэнергии производится как произведение максимальной мощности (указана в акте технологического присоединения или акта разграничения балансовой принадлежности сторон и эксплуатационной ответственности) и максимального числа часов в месяце (720ч). В случае, если расчет объема потреблённой электроэнергии производится по такому признаку, то он в разу превышает реальное потребление электроэнергии. В связи с этим стоимость электроэнергии также будет в разы выше. 

2. Потребители, выбирающие 4 или 6 ценовую категорию, с момента вступления в силу новых «Положений» производят расчеты по так называемому «трехставочному» тарифу: отдельно оплачивается стоимость электроэнергии за каждый час, и стоимость мощности. При этом оплата мощности разделяется на оплату мощности по тарифам покупки гарантирующего поставщика на оптовом рынке и на оплату мощности по тарифам на оказание услуг по передаче. Порядок расчета этой мощности также различен. Подробнее об этом указано в разделе «как сэкономить» и «как выбрать ценовую категорию». Стоит отметить, что в отношении потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «ФСК» указанный порядок применяется только с 1 июля 2013г.

3. Введено ограничение для выбора ценовой категории потребителями, максимальная мощность которых превышает 670 кВт. начиная с 1 июля 2013г: начиная с 1 июля 2013г. потребители с максимальной мощностью свыше 670 кВт не могут выбирать первую или вторую ценовую категорию. Таким образом, потребители с максимальной мощностью свыше 670 кВт с 1 июля 2013г. могут рассчитываться только по 3,4,5, или 6 ценовой категории. Подробнее о том, что такое ценовая категория и как их выбирают, указано в разделе "Как сэкономить" и "Выбор варианта тарифа на электроэнергию (ценовой категории)".

4. В обязанности потребителей, с максимальной мощностью свыше 670 КВт входит установка приборов учета, позволяющих определять почасовое потребление электроэнергии. При этом класс точности таких приборов учета должен быть не ниже 0,5S и позволять хранить в памяти счетчика данные, не менее чем за 120 прошедших дней. В случае, если указанные приборы учета потребителями установлены не будут, определение величины мощности и почасовое потребление будет производиться на основании величины максимальной мощности, начиная с 1 июля 2013г. Другими словами это значит, что даже если у такого потребителя есть счетчик, но он не позволяет измерять потребление по часам суток, то потребитель все равно обязан поставить другой счетчик, который позволяет определять потребление по часам суток. 

Таким образом, если потребитель с максимальной мощностью свыше 670 кВт не установит приборы учеты в срок, то стоимость электрической энергии для него будет значительно дороже (как минимум на 15-20%).

5. После внесения дополнительных изменений в законодательные акты РФ по вопросам функционирования розничных рынков электроэнергии, потребители с максимальной мощностью свыше 670 КВт, после должны оплачивать разницу между фактической и максимальной мощностью (оплата резерва максимальной мощности). Конкретный механизм и тариф по которому будет оплачиваться этот резерв пока не определен. 

6. В случае 2 кратного непредставления показаний приборов учета, или 2 кратного недопуска представителей гарантирующего поставщика или сетевой компании для проведения снятия показаний приборов учета или проведения проверки приборов учета, расчет объема потребления осуществляется с использованием величины максимальной мощности и режима работы 24 ч. в сутки. (Значительно превышает среднее потребление электроэнергии).

Разумеется, это далеко не все изменения, которые были внесены в правила розничного рынка электроэнергии, но в этой статье мы постарались осветить самые важные, с нашей точки зрения, изменения, которые коснулись главных участников розничного рынка электроэнергии – потребителей. 

В заключении статьи еще раз стоит отметить, что Правила розничного рынка электроэнергии после подписания нового Постановления, подверглись значительным изменениям.  Дополнительно о всех нововведения Вы можете узнать, посмотрев презентации в разделе «Справочник потребителя» - "Полезные материалы". 

 


Комментарии

Оставьте комментарий
Наверх