Когда и как можно обращаться потребителю в антимонопольную службу с жалобой на электросетевую организацию?

Сафин Тахир Салихович22.07.2013 09:10:18
91

Примерно так звучал вопрос обратившего к автору этой публикации заявителя (бытового потребителя), уже год безуспешно дожидающегося исполнения электросетевой компанией ее обязательств по договору технологического присоединения к электрическим сетям.  Описывая ситуацию, потребитель указал, что заключив договор, срок исполнения которого составляет 6 месяцев, электросетевая компания спустя год так и не приступает к его исполнению и на все обращения заявителя стереотипно предлагает ему (по телефону) подождать еще какое-то время.

К слову сказать, подобные вопросы довольно часто возникают на многих форумах и сайтах, на некоторые из них автор публикации по возможности давал свои разъяснения и советы. Но вот с такой простодушной формулировкой вопроса (что вновь свидетельствует об абсолютном неведении потребителя своих элементарных прав, чем, собственно и злоупотребляют электросетевые компании) автор сталкивается впервые и именно поэтому считает необходимым ответить на него данной публикацией.

Ключевым моментом в разрешении проблемы бездействия и просрочки исполнения электросетевой компанией договора оказания услуги по технологическому присоединению является обязательное исполнение самим заявителем его обязательств по договору. Это, прежде всего, оплата за оказание услуги электросетевой компанией. Документальным подтверждением оплаты может являться целый ряд документов. Преимущественно, это счета, выдаваемые электросетевыми компаниями заявителям в комплекте с договорами оказания услуг технологического присоединения. В момент оплаты на указанных документах  производится соответствующая отметка банка и именно с этого времени они становятся надлежащим доказательством факта оплаты.

Вторым обязательным условием является исполнение заявителем мероприятий, возложенных на него техническими условиями, являющимися приложением к договору. Момент их (мероприятий) исполнения является определяющим, так как с него начинается отсчет времени для направления заявителем в электросетевую компанию уведомления об исполнении им технических условий (в своей части). Выполнив мероприятия, заявитель извещает данным уведомлением электросетевую компанию об этом и назначает конкретное время для проведения ее (компании) персоналом (совместно с заявителем) осмотра (обследования) результата выполненных работ. По результатам обследования электросетевая компания обязана оформить и выдать заявителю в соответствии с подпунктом «е» пункта 18 Правил технологического присоединения к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861) акта осмотра (обследования) энергопринимающего устройства заявителя.

Дату, на которую заявителю следует назначить обследование его энергопринимающего устройства, надо выбирать с учетом времени вручения уведомления и его визирования руководством электросетевой компании (то есть доведения уведомления с соответствующей визой руководства до непосредственных исполнителей в РЭС – районе электрических сетей).

Наилучшей формой передачи уведомления электросетевой компании будет его вручение заявителем непосредственно в канцелярию (приемную) под роспись принимающего ответственного лица на втором экземпляре уведомления с указанием времени и даты приема. Можно, конечно, воспользоваться услугами почтовой связи и отправить уведомление заказным письмом с уведомлением, но тогда возникает серьезный риск несвоевременной доставки (или недоставления) почтового отправления, что чревато неоправданными потерями времени.

Неявка персонала электросетевой компании в назначенное заявителем время для проведения обследования его энергопринимающего устройства формально уже является достаточным основанием для обращения заявителя с жалобой в антимонопольную службу на бездействие электросетевой компании. Понятно, что ее (неявки)  причиной является нежелание электросетевой компании признать факт своего бездействия и просрочки исполнения обязательств по договору технологического присоединения.

Чтобы обеспечить себе надежную доказательную базу заявителю следует вступить в предварительную претензионную переписку с электросетевой компанией и выяснить обстоятельства и причины неявки. Получив ответ электросетевой компании на свою претензию, заявитель сможет самостоятельно оценить ее содержание и степень уважительности или надуманности причины неявки персонала. Только тогда станет возможным принять заявителю самостоятельное решение о возможности направления его жалобы в антимонопольную службу.

Не направив же претензию в компанию и не установив причину неявки, а подав сразу в антимонопольную службу свою жалобу на бездействие электросетевой компании, заявитель определенно рискует получить ее (службы) отказ в привлечении электросетевой компании к ответственности. Ведь нельзя отрицать вероятность, что электросетевая компания сумеет вдруг представить какие-либо доказательства, подтверждающие объективность и уважительность причины неявки своего персонала на осмотр (к примеру, несвоевременное поступление уведомления в РЭС).

Вероятно, что электросетевая компания может и проигнорировать претензию. Это будет вполне естественно, так как представить внятные и убедительные объяснения причин ее бездействия сложно. Тогда заявителю остается только направить жалобу в антимонопольную службу, выдержав допустим, месячный срок с момента передачи претензии в электросетевую компанию. К жалобе необходимо приложить копию документа, подтверждающего оплату по договору, а также копию претензии (помимо копии самого договора и технических условий).

Также следует заявителям обязательно предполагать и учитывать и иные возможные варианты противодействия электросетевых компаний. К ним, прежде всего, относится невозможность исполнения заявителем в полном объеме своей части технических условий из-за неисполнения  электросетевой компанией своих обязательств по договору. Такое происходит преимущественно в случаях, когда электросетевые компании не подводят к земельным участкам заявителей линии электропередачи и даже не определяют конкретных мест их размещения.

Тогда заявителям необходимо предварительно направлять в электросетевые компании претензии по факту их (компаний) бездействия, препятствующего выполнению заявителями технических условий в своей части. Вручать эти претензии следует в том же порядке, что указан выше. Если претензия остается без ответа (или же ответ содержит невнятные, надуманные объяснения и предложения продлить срок действия договора), то необходимо подавать жалобу в антимонопольную службу. Только так заявители смогут понудить электросетевые компании к соблюдению условий договора технологического присоединения.

Другим распространенным вариантом противодействия электросетевых компаний может стать их отказ в оформлении акта обследования после его проведения. Как правило, предлогом для этого является выявление каких-либо недостатков в энергопринимающем устройстве заявителя. Поскольку главными в этой проблеме являются вопросы уже не процедурного характера, то порядок реагирования заявителей на эти отказы автор этой публикации планирует изложить в своей будущей, готовящейся к публикации, статье.


Сафин Тахир Салихович (Эксперты Энерго-Консультант )

Комментарии

Оставьте комментарий
Наверх