Что должна и может подтверждать резолюция руководителя на письменном заявлении?

Сафин Тахир Салихович02.11.2015 10:55:10
18

Не в первый уже раз поступают ко мне вопросы, так или иначе связанные с порядком обращения с документами (то есть ведения документооборота). Знать его (порядок) вынуждены сейчас практически все (ведь это одна из гарантий защиты своих прав и имущественных интересов). То есть не только организации – юридические лица, а также иные субъекты хозяйственной деятельности, но и обычные граждане, которые вовлекаются в переписку со всеми этими лицами и субъектами. В частности, имею в виду сейчас граждан – заявителей, решающих свои проблемные вопросы подключения к электрическим сетям и электроснабжения.

Последними примерами подобных обращений следовало бы назвать вопросы двух заявителей – граждан. Одного из них интересовала юридическая сила поданного им председателю СНТ заявления на подключение. Интерес был вызван тем, что председатель СНТ подписал заявление и, таким образом, по его (заявителя) мнению, дал согласие на тот объём электрической мощности, который был запрошен.

Второй заявитель, вступив в конфликт с СНТ, расположенным по соседству с его земельным участком, по причине самовольной прокладки воздушной линии электропередачи над этим участком, не смог получить  от председателя СНТ внятного ответа о причинах совершённого нарушения.

Оба заданных мне вопроса напомнили мне уже очень давний случай из моей судебной практики, когда мне пришлось рассматривать исковое заявление (в период работы судьёй арбитражного суда) одной коммерческой организации к другой такой же организации. Предмет иска в данном случае не имеет никакого принципиального значения, но тут важно только лишь то, что сам спор возник вследствие неграмотности руководителей обеих организаций, не имевших представления о существующем порядке ведения документооборота. В основе конфликта оказалось письменное обращение организации с вопросами о порядке исполнения ранее заключенного сторонами договора. На данном обращении руководитель организации, получившей его (обращение) произвёл надпись, имеющую подобие ответа, причём совершенно невнятного и двусмысленного. Именно эта невнятность и породила последующий конфликт, переросший в судебный спор. Этим обращением с надписью руководителя организации – ответчика и пытался в судебном процессе аргументировать и обосновать свои требования истец.

В тоже время никакого спора просто не возникло бы, если бы оба руководителя коммерческих организаций знали хотя бы азы ведения делопроизводства. Получив письменное обращение контрагента по действующему договору, организация обязана только поставить отметку о его (обращения) приёме на втором экземпляре, остающемся у контрагента для контроля. Приняв первый экземпляр, руководитель организации обязан наложить на нём только лишь резолюцию, обращённую своему подчинённому персоналу, обязывающую его произвести такие-то и такие действия. То есть резолюция руководителя имеет исключительно внутренний характер, не предназначенный для сторонних организаций и прежде всего, автора запроса. В том конкретном случае резолюция должна была содержать указание различным подчинённым службам, непосредственно участвующим в исполнении договора, изучить обращение, подготовить проект ответа на него и представить на подпись руководителю. И всё.

Нечто подобное произошло и в тех случаях, о которых мне сообщили оба вышеперечисленных заявителя, чьи письменные заявления не были приняты в установленном порядке руководителями садоводческих товариществ (являющихся, кстати, юридическими лицами, обязанными вести делопроизводство). На них, естественно, были не отметки (расписки) о приёме заявлений, а просто формальные отписки. Причём во втором случае (конфликт по поводу самовольной прокладки воздушной линии электропередачи над земельным участком) отметка председателя СНТ представляла собой практически поверхностный и ничего не значащий ответ.

Для того же, чтобы заявления могли являться надлежащими письменными доказательствами в суде (да и не только в суде), необходимо обязательное соблюдение порядка их вручения адресатам. Причём, если адресат отказывается принимать лично письменное обращение (это часто случается), то в таком случае следует обратиться к услугам почты (или курьерской службы) и отправлять это обращение заказным письмом с уведомлением. Лишь тогда можно будет рассчитывать на то, что на все эти документы будут получены официальные ответы (либо заявления будут оставлены без ответа). Но только тогда они будут иметь силу письменных доказательств. Это и пришлось объяснить заявителям.


Сафин Тахир Салихович (Эксперты Энерго-Консультант )

Комментарии

Оставьте комментарий
Наверх